Так писал в своем произведении «О духовном в искусстве» Василий Иванович Кандинский – один из основоположников беспредметного искусства, знаменитый авангардист и создатель одних из наиболее дорогих русских полотен.
В своем проекте я считаю необходимым осветить самые значимые моменты жизни художника, которого я считаю главной причиной моего увлечения цветом и формой и стремления узнать яснее и живее эти материи. Работы, проникнутые искренним и ярким желанием выразить до того мимолетное и едва уловимое, быстрое, идущее изнутри, думаю, именно этим покоряли и продолжают покорять произведения мастера.
Кандинский пришел, однако, к творчеству только в возрасте 30 лет, отучившись перед этим в Московском университете на юриста. Важно отметить, что в его жизни произошло два потрясения, после которых он сменил направление своей деятельности в пользу искусства.
Так, художника особенно впечатлили полотно Клода Моне «Стог» («Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей») и Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы».
За несколько лет Кандинский сменил частную академию в Петербурге, Мюнхенскую Академию Художеств, не найдя в обеих желаемой свободы самовыражения, свободы от устоев и рамок. Художник мечтал создавать яркие неакадемические работы и устраивать новаторские выставки.
В 1901 году Кандинский с Вальдемаром Хеккелем и др. создал художественно-творческое объединение «Фаланга». В 1903 году художник написал картину «Синий всадник» — ее считают первой абстрактной картиной Кандинского. Василий Кандинский много путешествовал: бывал в Италии и Франции, посетил Северную Африку, иногда приезжал в Россию и участвовал здесь в художественных выставках. Это повлияло на его мироощущение и как в зеркале отразилось и на полотнах – появились пестрые, броские композиции с фольклорными элементами. В 1911 году Василий Кандинский и его друг Франц Марк организовали творческое объединение «Синий всадник». Участники «Синего всадника» интересовались средневековым и примитивным искусством и популярными в Европе течениями — фовизмом и кубизмом. В том же году прошла первая персональная выставка Василия Кандинского.
Вскоре художник опубликовал свою книгу «О духовном в искусстве» (упомянутую выше). В ней он рассуждал об ассоциациях, которые вызывают у зрителя каждый цвет, линия и геометрическая фигура. Например, теплый красный он сравнивал с ощущением силы и энергии, глубокий зеленый — с предчувствием, а серый называл «безнадежной неподвижностью».
После революции Кандинский стал почетным профессором Московского университета. В 1921 году Кандинский вместе с женой выехал в Берлин, он участвовал в Первой выставке русского искусства. Он устроился в Баухауз — Веймарскую высшую школу строительства и конструирования, где стал преподавать.
Вскоре после получение немецкого гражланства в 1928 году, мастер был вынужден вновь переехать – на этот раз во Францию.
Его полотна «французского» периода часто называют биоморфными абстракциями. В них, наряду с геометрическими фигурами, появились сюрреалистичные элементы — они напоминали простейшие биологические организмы. В парижские годы художник написал «Доминирующую кривую», «Голубое небо», «Разнообразные действия».
1944 году художник умер в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен. Сегодня полотна Василия Кандинского хранятся в крупнейших музеях России и Европы, в частных коллекциях по всему миру. Его картины входят в список самых дорогих работ русских художников.