Вернуться на предыдущую страницу

Совпадение? Схожесть? Заимствование? Подражание?

В заставке статьи блога на предыдущей странице использована картина Питера Брейгеля Старшего "Художник и знаток".
(В переводе название картины звучит несколько иначе - "Художник и покупатель")

Мне нравится голландская живопись XVI века. Мне нравятся картины Александра Дейнеки.
Может быть, в молодости подписка на "Юного художника" сыграла свою роль и они меня привлекают.
Мой взгляд, по случаю, подолгу на них останавливается.

Так получилось, что на моем рабочем столе оказался один из номеров "Московского журнала" 2014 года.
Я не мог выбросить весь его в макулатуру, и оставил титульную страницу с картинами, изображавшим Москву.
Вообще говоря, я предполагал их отсканировать, но руки никак не доходили, и вот наступил час, когда этим картинам мне хочется посвятить целую статью.

Начну с биографии Александра Дейнеки.
Он получил хорошее искусствоведческое и художественное образование, и, значит, западное искусство было ему неплохо известно.

Значит, творчество Брейгеля, "голландское" понимание перспективы были ему хорошо известны.
Поэтому, считаю, что чистым совпадением назвать этот сюжет и композицию нельзя.
Полагаю, что если бы подобную картину ему удалось писать столько времени, сколько писали во времена Брейгеля,
то Дейнеке удалось бы прописать на новом материале подробности Москвы военного времени.
Но не следует забывать об эпохе, во время которой творил Дейнека.
Послевоенная борьба с "низкопоклонством перед Западом" и прочими "космополитизмами" нанесли серьезный удар по науке и искусству.
Я думаю, рикошет от этого удара лишил его должности директора Института прикладнего искусства.
Наверное, нашёлся в те времена внимательный и энергичный знаток, тот самый "искусствовед в штатском", увидел схожесть и черкнул
записку еще более глубоким знатокам наверху.

Фрагменты "Охотников на снегу" показаны ниже, поиск художественных деталей описывается здесь.


Цитата по https://www.tg-m.ru/articles/1-2011-30/aleksandr-deineka-khudozhnik-vo-vremeni

В 1946—1948 годы произошел очередной погром в художественной культуре: была объявлена всенародная борьба с импрессионизмом,
затронувшая и Дейнеку. В 1948 году за «формалистические» тенденции в преподавании он был понижен с должности
директора Московского института декоративного и прикладного искусства до простого преподавателя.

Цитата по Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Брейгель,_Питер_(Старший):

"Более тридцати из приблизительно сорока пяти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица."

Действительно, из-за перспективы, не видно лиц детей, играющих на пруду, и солдаты идут, отвернувшись от зрителя.

Говоря о сходстве, не надо забывать, что, следуя художественным законам уравновешивания картины, и перспективы,
при создании картины Дейнека не мог не создать аналогичное полотно.

Если говорить об отличиях, то Брейгель прописывал подробности, на которых останавливается взгляд и хочется подойти поближе,
то у Дейнеки фон второстепенен, он размыт. Дом справа, похоже, разрушен. И благодаря тому, что эта подробность размыта, хочется сказать, что
в картине главным является не акцент на разрухе, а взгляд на живое движение среди серого и мрачного вечера в то военное время.

Александр Дейнека. Москва военная (1941).
Вечер на Патриарших прудах. 1946-47 год.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.

Александр Дейнека. Москва военная (1941). Вечер на Патриарших прудах. 1946-47 год.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.
Согласно "Википедии", это одна из картин посвящённых временам года.
Картина прописана, на мой взгляд, для внимательного взгляда. В ней присутстсвует много подробностей.
Я привожу только выделенные в "Википедии" подробности, поскольку найти крупноформатные копии этих картин весьма непросто.

Фрагмент картины - мост и мельница. Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.

Фрагмент картины - игры на пруду. Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.

Фрагмент картины - тушение пожара (пожар камина). Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.

Фрагмент картины - трактир (гостиница "У оленя"). Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.

Фрагмент картины - замок у подножия горы. Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.
Вернуться на предыдущую страницу