Учитель литературы Лицея 1535 Людмила Сочнева о том, как найти своё призвание в тринадцать, дорасти до него к тридцати и не бояться будущего.
Л.А.: Учительство - это призвание. Как у поэтов: можешь не писать стихи - не пиши их. Настоящий поэт, прежде всего, тот, кто не может не писать. А настоящий учитель по доброй воле берет на себя и ответственность, и риск делиться своим разнообразным жизненным опытом с теми, кто взрослеет. Готов делить с учениками свою жизнь, готов к неизбежным разочарованиям в процессе этого пути и готов потом их отпускать..
Л.А.: А у меня “качели”: сегодня считаю, завтра не считаю, от этого зависит мое настроение и состояние.
На самом деле, я убеждена, что мое учительство не только в уроках выражается: да, я веду уроки, говорю с детьми про важное (у меня же гуманитарный предмет). Но я по-настоящему ощущаю себя учителем, когда мне вдруг удается дать человеку что-то такое, что никто, кроме меня, ему в данный момент дать не может: поддержку ли, заботу, внимание, понимание. Может быть, благодаря мне человек изменит взгляд на какую-то ситуацию, на самого себя.
Я часто думаю, откуда во мне эта потребность поддерживать. Наверное, это наследственное. Мой папа был педагогом и показал мне на своем примере, как общаться с учениками равных, не позволяя себе скатываться ни в панибратство, ни в террор. Учителю должен уметь держать баланс между тем, чтобы быть главным и тем, кому доверяют. Учитель постоянно ищет правильную интонацию.
Отсюда и качели: сегодня я иду из школы - я счастлива, потому что у меня состоялся прекрасный урок, я увидела в чьих-то глазах искру в ответ на моё предложение подумать, кого-то поддержала, дала важный совет. А бывает, ты всё делаешь правильно, выкладываешься, но как будто не попадаешь в такт и чувствуешь только опустошение. Это очень тяжело. И тогда говоришь себе: “Нет, я не учитель, я пойду заниматься какой-нибудь другой работой. Буду делать всё, что угодно, только не это”.
Л.А.: Просто обожаю. Я много лет шла туда, где я сейчас: мечтала вести литературу с седьмого класса. Конечно, я люблю русский язык, английский неплохо знаю, но языки для меня всегда были средством, а не целью.
Есть несколько объяснений из области материального, почему я не стала преподавателем до тридцати лет. Но на самом деле я просто не была достаточно зрелой, чтобы прийти к подросткам. Людям, которые улавливают даже самую тонкую грань между правдой и ложью, которые могут быть жестокими в силу возраста и неопытности. И при этом невероятно тонкими и чувствительными. До тридцати лет у меня просто не было того объема жизненного опыта, с которым можно приходить в школу. Я убеждена: нельзя приходить к детям после университета и потом тридцать лет никого и ничего, кроме школы, не видеть.
Л.А.: Прежде всего, нужно жить с пониманием, что школа и учителя существуют для детей, а не наоборот. Великодушным надо быть, щедрым, добрым, конечно же. Очень, терпимым и терпеливым. Готовым удивляться и восхищаться. Если ты перестал видеть чудо в каждом ребенке, то тебе здесь нечего делать, потому что это тяжелая, изнурительная в эмоциональном плане работа. Зачем так себя мучить, если ты от этого ничего не получаешь?
Ещё надо быть готовым отпускать своих учеников. Для меня это самая сложная в эмоциональном плане задача. Например, я три года выстраивала отношения со своим классом, и, мне кажется, только сейчас мы начали общаться так, как я себе это изначально представляла. Но я понимаю, что в следующем году они уйдут от меня и, наверное, забудут. То есть надо многое дать, и с тем, что ты дал, отпустить. И иметь что-то ещё в запасе, чтобы давать другим. Великодушие и готовность вкладывать у учителя должны быть неисчерпаемыми.
Л.А.: Не зря же в трудовом договоре написано, что каждые десять лет учитель имеет право на годичный отпуск за свой счет с сохранением должности: надо бороться с выгоранием, “обнуляться”, ведь работа с людьми самая тяжелая. Свою эмоциональность и чувствительность надо беречь, иначе станешь профнепригодным.
Если учесть, что я довольно быстро утомляюсь от однообразия, то не исключено, что через какое-то время буду осваивать другую профессию, однако на данный момент мне об этом страшно подумать. Если говорить о работе учителем как о взаимодействии с детьми, а взрослых оставлять за скобками, то в школе я абсолютно счастлива. Сколько это будет продолжаться, я не знаю. Это, наверное, самый страшный вопрос для меня. У меня нет плана “Б”. Я просто живу и наслаждаюсь тем, что я там, где хотела быть всегда.
Л.А.: Учеба в школе как будто главное, но вот парадокс: учиться как раз могут не все, а тех, кто может, обучать этому не нужно.
Как работать с теми, в ком нет внутренней потребности познавать? Какую надо с такими учениками творить магию, чтобы они не просто заучивали и повторяли, но и захотели бы идти своим путем в рамках твоей дисциплины? Я думаю, мне не всегда удается мотивировать тех, кто ощущает мой предмет как чуждый, но я не сдаюсь.
Кроме того, что школа образовательный институт, она еще и воспитывает. Если говорить глобально, школа - это модель мира.
К своей школе я возвращаюсь в воспоминаниях очень часто. Гимназия, где я училась три последних класса, сформировала меня как личность в большей степени, чем шесть лет университета. И научилась я там не столько учиться (эту способность я воспитываю в себе до сих пор), сколько интересоваться миром без страха, без оглядки на других, доверять себе. Ценить в себе внутренний импульс, который и делает человека цельным, меня научила классная руководительница, которая ничего не вела.
Л.А.: Он должен быть и добрым, и строгим одновременно. То есть учитель определенно должен иметь внутренний стержень, чтобы в тот момент, когда он строго смотрит на детей, они не смеялись. С другой стороны, строгость нужно проявлять только по делу, при этом доброжелательно: не уничтожать, не калечить ученика своей критикой. Строгость и доброта - это два качества, необходимых каждому педагогу в комплекте. Просто доброта без строгости не будет работать. Будет балаган. Просто строгость без доброты в школе бессмысленна.
Л.А.: Самый важный предмет и в школе, и в жизни - это труд. Потому что жизнь подразумевает труд интеллекта, воли, сердца.
🗔 | среда галереи, по возможности, адаптирована для использования планшетов и мобильных устройств. Корректность изображения авторских сайтов на планшетах и мобильных устройствах при этом не гарантируется. |
рекомендуемый браузер: Google Chrome. | |
Прочитать комментарии к сайту 🗫 | Для авторов и для посетителей галереи будет весьма полезно и любопытно прочитать комментарий к их работе. |
Написать комментарий к сайту 📖 | отзывы пишутся по поводу просматриваемого сайта автора. Комментарии к галерее в целом отправляются с титульной страницы сайта caer-ivango.ru |
💫 | доступные для голосования сайты обозначены кольцом со звездочками. |
🔍 | доступные только для просмотра сайты обозначены лупой. |
Выбрать в бюллетень 📥 | пункт всплывающего меню используется для отбора сайтов в бюллетень для голосования |
🖼 🖽 🖺 🖻 | можно составить бюллетень для голосования из авторов в разных номинациях. |
Голосовать 🗣 | пункт меню используется для перехода в бюллетень для голосования с выбранными авторскими сайтами и выставления баллов соответствующим сайтам. Выделенное красным цветом число показывает актуальное количество выбранных в бюллетень для голосования сайтов. |
🖾 | незаполненный бюллетень не обрабатывается, то есть, переход на сайт с меню расстановки баллов не происходит. |
🖧 🔂 | одно устройство имеет возможность отправки одного бюллетеня. |
🗳 💯 | бюллетень можно отправить с одним или несколькими выбранными сайтами и проставленным соответствующим количеством баллов, в сумме не превышающем 100. |