«Актерская, сценическая практика -
вещь для учителя необходимая.»

Максим Андреевич Самородов о педагогике,
боязни сцены и музыкальной школе

«Всегда ассоциирую себя с Уинстоном Черчилем. Просто мой кумир.»



- Почему Вы решили стать учителем?

- Во-первых, повлияла выбранная мной специальность: я филолог, и предполагается, что одно из главных направлений моей деятельности - педагогика. Во-вторых, преподавать мне всегда нравилось: и в школе, в дни самоуправления, и в университете (со второго курса я работал в Школе Юного Филолога при филфаке). Так что, по сути, учительство - то, чем я занимаюсь большую часть жизни.

- А когда вы это решили? Ещё до университета или уже во время?

- Наверное, я определился уже в университете, хотя теперь я думаю, что не смог бы работать в вузе: все-таки преподавание в школе и в университете - это гигантская разница.

- А был ли когда-то у вас страх публичных выступлений?

- Первый и единственный раз - в 8-м классе. Мы тогда ставили «Маскарад» Лермонтова; до сих пор помню, как у меня на сцене от нервов стала дёргаться нога... Вообще, на мой взгляд, актерская, сценическая практика - вещь для учителя необходимая: ты должен быть интересен зрителям-ученикам и уметь собирать их внимание. Тогда не будешь бояться десятков людей, которые сидят перед тобой на уроках.

- То есть это своего рода рекомендация тем людям, которые боятся публичных выступлений?

- Разумеется. Если у тебя боязнь публики, надо разрабатывать голос, если ты двигаешься перед людьми, ты должен двигаться уверенно. От учителя не требуется быть гениальным актером, но он должен уметь держать удар и действовать 'в предлагаемых обстоятельствах.

- Почему Вы решили выбрать именно филологический факультет?

- Так сложилось. Изначальным увлечением была музыка, но пианист-исполнитель из меня всегда был неважный. На втором месте после музыки была литература, поэтому выбор был очевиден.

- А в музыкальной школе у Вас была только одна специальность?

- Да, фортепиано. Мне повезло: 'музыкалка' не стала для меня, как для многих, проклятье и каторгой, хотя лет до 12-13 я её ненавидел. А потом что-то произошло, мне понравилось играть, импровизировать, сочинять, и пошло-поехало.

- А было ли желание пойти в музыкальное училище?

- Это было бы несолидно: после 9 класса я упустил возможность, а после 11 идти в училище, особенно если вторым вариантом был университет... Вы понимаете.

- Вы окончили филологический факультет МГУ. Было ли там произведение, которое на Вас очень сильно повлияло?

- Это не совсем корректный вопрос по отношению к филологу. Во-первых, потому что объем литературы, который сваливается на гуманитария в годы старшей школы и университета - колоссальный, и ты невольно пленяешься очень многими текстами. Во-вторых, потому что в различные периоды жизни ты испытываешь разные эмоции по отношению к одним и тем же произведениям. Так что я лучше уйду от ответа.

- А есть ли одно произведение, которое вы бы хотели прочитать еще раз как в первый?

- Я стараюсь делать это регулярно на своих онлайн-лекциях, правда, получается не всегда. Это и 'Остров сокровищ', и сказки Родари, и рассказы Драгунского и Носова - большая литература для маленьких читателей. Перечитывание - великая вещь было бы время. Помните афоризм: ты понимаешь, что повзрослел, когда, читая 'Трех мушкетеров', начинаешь симпатизировать Ришелье, а не Д’Артаньяну.

- Сейчас многие говорят, что современная школьная программа по литературе устарела. Согласны ли Вы с этим? Стоит ли что-то добавить или убрать?

- Не вижу смысла что-то менять. Мне кажется, учитель относительно свободен в выборе произведений (притом что канон есть канон) и, главное, в их подаче, трактовке. Тут всё зависит от педагога. Можно увлекательно рассказывать о тексте, а можно убить все схоластикой. Ясно, что нынешним школьникам тяжело, например, читать 'Евгения Онегина' из-за обилия терминов и артефактов той эпохи, но опыт прочтения учеником произведений - это во многом заслуга или провал педагога, который сумел или не сумел подать материал.

- Как Вы относитесь к изменениям в русском языке, в частности, к одной из самых острых тем, феминитивам?

- Отношусь спокойно. Не надо мешать языку, он сам отберёт всё необходимое и отметет все ненужное. Как вы помните, при Петре I в язык вошла масса немецких и голландских слов. И где они сейчас?

- Есть ли у Вас какой-то персонаж литературы или кинематографа, или, может, исторический деятель, которого Вы не можете оправдать?

- Я никогда не задумывался над этим... Очевидно, Гитлер. Кого ни выбери, будет банально... У всех злодеев - исторических, книжных, киношных, - куда любопытнее обстоятельства, которые привели их на путь злодейства, чем сами их злодейства: вот что главное.

- А существует ли для Вас абсолютное зло?

- Не знаю. Зло относительно. Помните знаменитый парадокс Сократа: что такое болезнь, зло или благо? Предположим, юноша заболел, его здоровые сверстники пошли на войну и погибли, а он остался жив. Что же, болезнь для него - благо?

- Что делает человека сильным в Ваших глазах?

- Ответственность, искренность, порядочность.

- А стильным?

- Мне кажется, это даётся Богом.

- Чем вы занимаетесь в свободное время?

- Слушаю музыку, читаю книги, смотрю сериалы. Очень многое из классических текстов ещё не прочитано, а надо и о современном понятие иметь. Это своего рода проклятье педагога - знать то, о чем беседуют ученики, быть, что называется, в тренде. С другой стороны, ты не должен нисходить до уровня панибратства с ними, это путь в никуда. Всегда должна быть дистанция: я учитель, ты - ученик.

- Какую музыку Вы слушаете?

- Разную: академическую (то, что называют классикой), авангард, рок, джаз. Та же проблема, что и с книгами: всего много и все интересно. Хорошо, когда приятное совпадает с полезным.

- А есть какие-то новые (или может быть старые) исполнители, которых вы недавно открыли для себя?

- Мне очень нравится недавняя тенденция делать альбомы-трибьюты музыкантам и поэтам. Весьма перспективно.

- Как раз недавно вышел с Мандельштамом...

- Да, да. Или с Ахматовой: правда, получилось несколько слабее. Но неугомонный педагог в моей голове постоянно ищет, как бы эти треки применить на уроках. Так недавно было с 'Планом Ломоносова' и их альбомом 'Облако в штанах': одиннадцатиклассникам, что называется 'зашло'.

- А что из фильмов вы смотрите?

- Стараюсь смотреть оскаровские фильмы, номинантов и победителей. Хотя последние года полтора ничего из полного метра меня не захватывает.

- В прошлом году на Оскаре «Паразиты» выиграли.

- 'Паразиты' мне понравились. Хорошая черная комедия с социальной подкладкой.

- У Вас есть любимый анекдот?

- Их много, но все они не для детских ушей.

- А для детских?

- Фраза, кажется, Листа, обращенная к ученику: 'В вашей работе есть много нового и хорошего. Очень жаль, что хорошее не ново, а новое не хорошо'.

- А анекдот умер как жанр?

- Анекдот развивается циклически, особенно анекдот политический: меняются эпохи, меняются имена, но не меняется суть. Анекдот - фольклорное произведение, вербальное: очень часто фиксация на бумаге не идёт ему на пользу, это не картинка, не мем. Травить байки не перестанут никогда, следовательно, и анекдот не перестанет существовать.


🔙 Окно Справки
🗔 среда галереи, по возможности, адаптирована для использования планшетов и мобильных устройств. Корректность изображения авторских сайтов на планшетах и мобильных устройствах при этом не гарантируется.
Google Chrome рекомендуемый браузер: Google Chrome.
Прочитать комментарии к сайту 🗫 Для авторов и для посетителей галереи будет весьма полезно и любопытно прочитать комментарий к их работе.
Написать комментарий к сайту 📖 отзывы пишутся по поводу просматриваемого сайта автора. Комментарии к галерее в целом отправляются с титульной страницы сайта caer-ivango.ru
💫 доступные для голосования сайты обозначены кольцом со звездочками.
🔍 доступные только для просмотра сайты обозначены лупой.
Выбрать в бюллетень 📥 пункт всплывающего меню используется для отбора сайтов в бюллетень для голосования
🖼 🖽 🖺 🖻 можно составить бюллетень для голосования из авторов в разных номинациях.
Голосовать 🗣 пункт меню используется для перехода в бюллетень для голосования с выбранными авторскими сайтами и выставления баллов соответствующим сайтам. Выделенное красным цветом число показывает актуальное количество выбранных в бюллетень для голосования сайтов.
🖾 незаполненный бюллетень не обрабатывается, то есть, переход на сайт с меню расстановки баллов не происходит.
🖧 🔂 одно устройство имеет возможность отправки одного бюллетеня.
🗳 💯 бюллетень можно отправить с одним или несколькими выбранными сайтами и проставленным соответствующим количеством баллов, в сумме не превышающем 100.
🔙 Чтение комментариев к сайту
Здесь выводятся комментарии и данное сообщение, если комментариев нет
🔙 Запись комментария к сайту