- Почему Вы решили стать учителем? - Во-первых, повлияла выбранная мной специальность: я филолог, и предполагается, что одно из главных направлений моей деятельности - педагогика. Во-вторых, преподавать мне всегда нравилось: и в школе, в дни самоуправления, и в университете (со второго курса я работал в Школе Юного Филолога при филфаке). Так что, по сути, учительство - то, чем я занимаюсь большую часть жизни. - А когда вы это решили? Ещё до университета или уже во время? - Наверное, я определился уже в университете, хотя теперь я думаю, что не смог бы работать в вузе: все-таки преподавание в школе и в университете - это гигантская разница. - А был ли когда-то у вас страх публичных выступлений? - Первый и единственный раз - в 8-м классе. Мы тогда ставили «Маскарад» Лермонтова; до сих пор помню, как у меня на сцене от нервов стала дёргаться нога... Вообще, на мой взгляд, актерская, сценическая практика - вещь для учителя необходимая: ты должен быть интересен зрителям-ученикам и уметь собирать их внимание. Тогда не будешь бояться десятков людей, которые сидят перед тобой на уроках. - То есть это своего рода рекомендация тем людям, которые боятся публичных выступлений? - Разумеется. Если у тебя боязнь публики, надо разрабатывать голос, если ты двигаешься перед людьми, ты должен двигаться уверенно. От учителя не требуется быть гениальным актером, но он должен уметь держать удар и действовать 'в предлагаемых обстоятельствах. - Почему Вы решили выбрать именно филологический факультет? - Так сложилось. Изначальным увлечением была музыка, но пианист-исполнитель из меня всегда был неважный. На втором месте после музыки была литература, поэтому выбор был очевиден. - А в музыкальной школе у Вас была только одна специальность? - Да, фортепиано. Мне повезло: 'музыкалка' не стала для меня, как для многих, проклятье и каторгой, хотя лет до 12-13 я её ненавидел. А потом что-то произошло, мне понравилось играть, импровизировать, сочинять, и пошло-поехало. - А было ли желание пойти в музыкальное училище? - Это было бы несолидно: после 9 класса я упустил возможность, а после 11 идти в училище, особенно если вторым вариантом был университет... Вы понимаете. - Вы окончили филологический факультет МГУ. Было ли там произведение, которое на Вас очень сильно повлияло? - Это не совсем корректный вопрос по отношению к филологу. Во-первых, потому что объем литературы, который сваливается на гуманитария в годы старшей школы и университета - колоссальный, и ты невольно пленяешься очень многими текстами. Во-вторых, потому что в различные периоды жизни ты испытываешь разные эмоции по отношению к одним и тем же произведениям. Так что я лучше уйду от ответа. - А есть ли одно произведение, которое вы бы хотели прочитать еще раз как в первый? - Я стараюсь делать это регулярно на своих онлайн-лекциях, правда, получается не всегда. Это и 'Остров сокровищ', и сказки Родари, и рассказы Драгунского и Носова - большая литература для маленьких читателей. Перечитывание - великая вещь было бы время. Помните афоризм: ты понимаешь, что повзрослел, когда, читая 'Трех мушкетеров', начинаешь симпатизировать Ришелье, а не Д’Артаньяну. - Сейчас многие говорят, что современная школьная программа по литературе устарела. Согласны ли Вы с этим? Стоит ли что-то добавить или убрать? - Не вижу смысла что-то менять. Мне кажется, учитель относительно свободен в выборе произведений (притом что канон есть канон) и, главное, в их подаче, трактовке. Тут всё зависит от педагога. Можно увлекательно рассказывать о тексте, а можно убить все схоластикой. Ясно, что нынешним школьникам тяжело, например, читать 'Евгения Онегина' из-за обилия терминов и артефактов той эпохи, но опыт прочтения учеником произведений - это во многом заслуга или провал педагога, который сумел или не сумел подать материал. - Как Вы относитесь к изменениям в русском языке, в частности, к одной из самых острых тем, феминитивам? - Отношусь спокойно. Не надо мешать языку, он сам отберёт всё необходимое и отметет все ненужное. Как вы помните, при Петре I в язык вошла масса немецких и голландских слов. И где они сейчас? - Есть ли у Вас какой-то персонаж литературы или кинематографа, или, может, исторический деятель, которого Вы не можете оправдать? - Я никогда не задумывался над этим... Очевидно, Гитлер. Кого ни выбери, будет банально... У всех злодеев - исторических, книжных, киношных, - куда любопытнее обстоятельства, которые привели их на путь злодейства, чем сами их злодейства: вот что главное. - А существует ли для Вас абсолютное зло? - Не знаю. Зло относительно. Помните знаменитый парадокс Сократа: что такое болезнь, зло или благо? Предположим, юноша заболел, его здоровые сверстники пошли на войну и погибли, а он остался жив. Что же, болезнь для него - благо? - Что делает человека сильным в Ваших глазах? - Ответственность, искренность, порядочность. - А стильным? - Мне кажется, это даётся Богом. - Чем вы занимаетесь в свободное время? - Слушаю музыку, читаю книги, смотрю сериалы. Очень многое из классических текстов ещё не прочитано, а надо и о современном понятие иметь. Это своего рода проклятье педагога - знать то, о чем беседуют ученики, быть, что называется, в тренде. С другой стороны, ты не должен нисходить до уровня панибратства с ними, это путь в никуда. Всегда должна быть дистанция: я учитель, ты - ученик. - Какую музыку Вы слушаете? - Разную: академическую (то, что называют классикой), авангард, рок, джаз. Та же проблема, что и с книгами: всего много и все интересно. Хорошо, когда приятное совпадает с полезным. - А есть какие-то новые (или может быть старые) исполнители, которых вы недавно открыли для себя? - Мне очень нравится недавняя тенденция делать альбомы-трибьюты музыкантам и поэтам. Весьма перспективно. - Как раз недавно вышел с Мандельштамом... - Да, да. Или с Ахматовой: правда, получилось несколько слабее. Но неугомонный педагог в моей голове постоянно ищет, как бы эти треки применить на уроках. Так недавно было с 'Планом Ломоносова' и их альбомом 'Облако в штанах': одиннадцатиклассникам, что называется 'зашло'. - А что из фильмов вы смотрите? - Стараюсь смотреть оскаровские фильмы, номинантов и победителей. Хотя последние года полтора ничего из полного метра меня не захватывает. - В прошлом году на Оскаре «Паразиты» выиграли. - 'Паразиты' мне понравились. Хорошая черная комедия с социальной подкладкой. - У Вас есть любимый анекдот? - Их много, но все они не для детских ушей. - А для детских? - Фраза, кажется, Листа, обращенная к ученику: 'В вашей работе есть много нового и хорошего. Очень жаль, что хорошее не ново, а новое не хорошо'. - А анекдот умер как жанр? - Анекдот развивается циклически, особенно анекдот политический: меняются эпохи, меняются имена, но не меняется суть. Анекдот - фольклорное произведение, вербальное: очень часто фиксация на бумаге не идёт ему на пользу, это не картинка, не мем. Травить байки не перестанут никогда, следовательно, и анекдот не перестанет существовать. |