Мне нравится голландская живопись XVI века. Мне нравятся картины Александра Дейнеки.
Может быть, в молодости подписка на "Юного художника" сыграла свою роль и они меня привлекают.
Мой взгляд, по случаю, подолгу на них останавливается.
Так получилось, что на моем рабочем столе оказался один из номеров "Московского журнала" 2014 года.
Я не мог выбросить весь его в макулатуру, и оставил титульную страницу с картинами, изображавшим Москву.
Вообще говоря, я предполагал их отсканировать, но руки никак не доходили, и вот наступил час, когда этим картинам мне хочется посвятить целую статью.
Начну с биографии Александра Дейнеки.
Он получил хорошее искусствоведческое и художественное образование, и, значит, западное искусство было ему неплохо известно.
Значит, творчество Брейгеля, "голландское" понимание перспективы были ему хорошо известны.
Поэтому, считаю, что чистым совпадением назвать этот сюжет и композицию нельзя.
Полагаю, что если бы подобную картину ему удалось писать столько времени, сколько писали во времена Брейгеля,
то Дейнеке удалось бы прописать на новом материале подробности Москвы военного времени.
Но не следует забывать об эпохе, во время которой творил Дейнека.
Послевоенная борьба с "низкопоклонством перед Западом" и прочими "космополитизмами" нанесли серьезный удар по науке и искусству.
Я думаю, рикошет от этого удара лишил его должности директора Института прикладнего искусства.
Наверное, нашёлся в те времена внимательный и энергичный знаток, тот самый "искусствовед в штатском", увидел схожесть и черкнул
записку еще более глубоким знатокам наверху.
Фрагменты "Охотников на снегу" показаны ниже, поиск художественных деталей описывается здесь.
Цитата по Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Брейгель,_Питер_(Старший):
"Более тридцати из приблизительно сорока пяти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица."
Действительно, из-за перспективы, не видно лиц детей, играющих на пруду, и солдаты идут, отвернувшись от зрителя.
Говоря о сходстве, не надо забывать, что, следуя художественным законам уравновешивания картины, и перспективы,
Александр Дейнека. Москва военная (1941). Вечер на Патриарших прудах. 1946-47 год. |
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год. |
Александр Дейнека. Москва военная (1941). Вечер на Патриарших прудах. 1946-47 год.
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.
Фрагмент картины - мост и мельница. Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.
Фрагмент картины - игры на пруду. Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.
Фрагмент картины - тушение пожара (пожар камина). Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.
Фрагмент картины - трактир (гостиница "У оленя"). Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.
Фрагмент картины - замок у подножия горы. Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 год.